Пирогов - Контрольные - Физкультура Спорт Медицина - Каталог файлов - Услуги в сфере образования Березники
Пятница, 09.12.2016
Услуги в сфере образования Березники 8-902-800-67-02
Меню сайта
Категории раздела
Контрольные [19]
Наш опросник
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Плохо
3. Неплохо
4. Хорошо
Всего ответов: 54
Посещаемость

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Войдите
Главная » Файлы » Физкультура Спорт Медицина » Контрольные

Пирогов
[ Скачать с сервера (24.0Kb) ] 11.04.2011, 11:55

Оглавление

 

 

Введение. 3

Жизнь и деятельность Н.И. Пирогова. 4

Современное значение деонтологических принципов Н.И. Пирогова. 5

Основные положения педагогической системы Н.И. Пирогова. 10

Заключение. 14

Список используемой литературы.. 15

 

 


Введение

 

Имя Николая Ивановича Пирогова составляет гордость и славу Отечественной педагогической науки, народного образования. Своей выдающейся деятельностью как в области медицины, так и народного образования Н. И. Пирогов заслужил признательность широких масс и педагогической общественности. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение, "гармоническое развитие всех врожденных сил народа”, воспитание человека ― гражданина, полезного своей стране.

В данном реферате я постараюсь по возможности подробно раскрыть смысл педагогической и хирургической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования, отличного врача Н.И. Пирогова.


Жизнь и деятельность Н.И. Пирогова

 

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) родился в Москве, в семье казначейского чиновника. По окончании Московского университета  (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицинских наук в течение двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в Петербурге.

В 1854 году во время осады Севастополя Пирогов по его личной просьбе был направлен  на фронт во главе с организованной им общиной "сестер милосердия”.

В 1856 году появилась статья Пирогова "Вопросы жизни”, освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным.

В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его "красным” (хотя он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать видимость заботы царского правительства о народном образовании. В течение двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять значение педагогических советов гимназии, внушал директорам и учителям учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа. Здесь продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей, ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых.

Когда в 1861 году Порогов был уволен с должности попечителя, прогрессивная общественность Киева устроила ему торжественные проводы.

Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, и назначило его руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 году лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель и педагог, Пирогов должен был удалиться, еще полный сил, в свое небольшое имение на Украине, где скончался в 1881 году.[1]

 

Современное значение деонтологических принципов Н.И. Пирогова

 

Гениальный русский хирург и ученый, выдающийся общественный деятель, классик отечественной педагогической науки Н.И. Пирогов оставил после себя богатое научное наследие. Н.И. Пирогова по праву считают адептом анатомо-физиологического направления в хирургии, создателем экспериментальной и основоположником военно-полевой хирургии, реформатором медицинского образования.

Наследие Н.И. Пирогова по проблемам деонтологии в нашей стране остается еще недостаточно изученным.

А.М. Геселевич (1972) в статье «Н.И. Пирогов и деонтология хирурга» отмечает, что вопросы по данной проблеме поставлены Н.И. Пироговым в работах: «Анналы хирургического отделения клиники Дерптского университета» (1837 и 1839), «О трудностях распознавания хирургических болезней и о счастии в хирургии, объясняемых наблюдениями и историями болезней» (1854) и «Дневник старого врача» (1879-1881). С этим спорить нельзя, но нельзя умолчать о «Севастопольских письмах», «Началах военно-полевой хирургии», «Письмах к сыну» (Пг.: Изд. Академии наук, 1917). Бесценным источником изучения этических взглядов Н.И. Пирогова являются педагогические и публицистические статьи, которые, кстати, издавались и переиздавались в 1887, 1900, 1910, 1914 и 1985 гг., письма Н.И. Пирогова, Е. Д. Березкиной и А. А. Бистром, опубликованные в 1914-1916 гг.

Важнейшими вопросами деонтологии, которые поставил в своих работах Н.И. Пирогов, являются: требования к профессиональной годности врача, отношение врача к обществу в целом, к больному и коллегам.

Обязанностью любого мыслящего врача Н.И. Пирогов считал постоянное приобретение знаний на пользу дальнейшей практической работы. Несмотря на то, что в период, когда Н.И. Пирогов проходил курс профессорской стажировки, хирургия в европейских странах находилась, по его выражению, на распутье, он все лучшее освоил в клиниках Лангенбека, Грефе, Диффенбаха, Руста. Но он критически отбирал только лучшее, что впоследствии и использовал.

Являясь, образно говоря, генератором многочисленных новых идей,               Н.И. Пирогов учился сам всю жизнь и все полезное, подмеченное им в различных ситуациях смело вводил в хирургию.

На Кавказе в 1847 г. он подметил у дагестанских хакимов (народных врачевателей) некоторые позитивные способы вправления вывихов и репозиции отломков при переломах и ввел их в медицину. За полтора года до осады Севастополя Н.И. Пирогов наблюдал в мастерской одного скульптора действие гипсового раствора на полотно. Интуитивно он понял перспективность таких повязок при лечении переломов костей и в этот же день наложил бинты и полоски холста, смоченные раствором гипса, на голень после сложного, открытого перелома. Результат был отличный. Этот метод впервые в мире был использован в военно-полевых условиях в осажденном Севастополе.

Если при появлении антисептического метода Листера Н.И. Пирогов отнесся к нему сдержанно, то потом принял его, усовершенствовал и предсказал необходимость предупреждения инфекции в ране методом обработки ее в глубину, т.е. первичную хирургическую обработку.

Будучи крупнейшим ученым-теоретиком, Н.И. Пирогов любил и ценил практическую деятельность врача. Поскольку в период обучения в Московском университете количество операций исчислялось единицами, то для овладения искусством операций он провел бесчисленное их количество в моргах. Заняв кафедру, включился в проведение самых разнообразных оперативных вмешательств по хирургии, травматологии, ортопедии, отоларингологии, гинекологии, проводил глазные и пластические операции. В период Крымской войны Н.И. Пироговым или при его участии сделано более 5000 только одних ампутаций конечностей. Руководя кафедрой госпитальной хирургии, он одновременно консультировал в четырех больницах Петербурга.

Н.И. Пирогов большое внимание уделял поликлиническому приему больных, где, как он считал, оттачивается диагностический навык специалиста.

Вынужденный уйти из академии в расцвете творческих сил, Н.И. Пирогов продолжал заниматься практической хирургией.

Со всей ответственностью перед настоящим и будущим относился                Н.И. Пирогов к оценке результатов своих исследований и лечения больных. Его мысли остаются актуальными до настоящего времени, ибо и сейчас не так уж редко допускаются искажения фактических данных в научных работах и даже диссертациях, приписки и плагиат.

Взгляды Н.И. Пирогова о необходимости повышения научной роли высших учебных заведений, о необходимости льгот для более выдающихся педагогов и ученых в институтах имеют и сейчас актуальное значение.

К лекциям, как и ко всему, чем бы ни занимался, Н.И. Пирогов относился серьезно и тщательно готовился.

Он высоко ценил психологическое влияние лекций:

«Должно помнить, что дар слова есть единственное и неоценимое средство проникать внутрь, гораздо глубже, чем посредством одних внешних чувств. Но для достижения этой цели необходимо воспитателю орудовать даром слова так, чтобы употреблялся им не для одного только осмысления, приобретаемого наглядностью материала, а также и для воздействия на другие, более глубокие влечения души, скрывающиеся под наплывом внешних ощущений».

Вопросам воспитания молодого поколения Н.И. Пирогов уделял большое внимание. Этому посвящены: «Дневник старого врача», серия педагогических и публицистических статей, которые составили два тома сочинений и переиздавались в царской России 4 раза.

Н.И. Пирогов как ученый, как педагог, как гражданин считал, что в воспитании молодого поколения при необходимости нужно вовремя и со всей откровенностью сказать: «Опомнись, остановись, размысли, не иди туда, куда тянет тебя увлечение и злоба дня».

Рождение, воспитание и получение определенных прав в обществе, отмечал ученый, обязывают, прежде всего, к строгому выполнению своих нравственных обязанностей, а не самолюбованию и довольству.

Пирогов не считал правильным объяснять какие-либо ошибки ссылкой на молодость, так, отмечал он, можно, пожалуй, извинить и воровство.

Реалистически и четко определяет он способности и талант человека в какой-либо области. «Я вправе себя считать принадлежащим к аристократии ума, это не гордость, не фанаберия, это право, данное мне трудом и опытом».

Деятельность Н.И. Пирогова по воспитанию врача была признана всей просвященной Россией.

Злободневными и оправдавшими себя являются мысли Н.И. Пирогова об организаторской роли врача. Он прямо пишет о том вреде и тех ошибках, которые бывают при недостаточной организации на перевязочных пунктах:

1) неравномерное распределение врачебной помощи;

2) расточительность медицинской помощи без всякого внимания к тем безнадежным больным, которым гораздо нужнее духовная, чем врачебная помощь;

3) значительное число ошибок в диагнозе и проведении ненужных операций из-за беспорядков и отсутствия четкости в работе;

4) неравномерное и нерациональное истощение сил медицинских работников приводит к тому, что больные, позже других доставленные с поля боя, остаются без адекватной помощи и чаще погибают.

Поэтому не случайно Н.И. Пирогов со всей ответственностью заявляет: «Врачебная администрация. Перевязочные пункты. Транспорты. Я убежден из опыта, что к достижению благих результатов в военно-полевых госпиталях необходимы не столько научная хирургия и врачебное искусство, сколько дельная и хорошо учрежденная администрация».

Общество сестер милосердия, организованное по инициативе Пирогова, практически было первым шагом по созданию Красного Креста. Использование женского труда в больницах идея не новая. В Москве в 40-х годах прошлого века в Мариинской больнице на общественных началах стали ухаживать за больными сердобольные вдовы. Но только Н.И. Пирогов впервые решил использовать помощь женщин на поле битвы.

Положение, выдвинутое еще Гиппократом, о том, что лечить нужно не болезнь, а больного, нашло горячий отклик среди русских врачей Ф.П. Гааза, М.Я. Мудрова, Е.О. Мухина.

Н.И. Пирогов видел на этом пути наиболее рациональный подход к лечению больных разных профилей. Он отмечал, что военным врачам известно, как сильно действует душевное состояние на ход ран, как различна цифра смертности между ранеными у побежденных и у победителей. Без постулата о главенствующем значении поражения нервной системы и всего организма при травме нельзя, невозможно понять классическое описание Н.И. Пироговым шока.

Деонтологию врача нельзя рассматривать изолированно от обязанностей его перед обществом в целом.

Свою жизнь Н.И. Пирогов не отделял от судьбы своей Родины, русского народа. В одном из писем своей жене из Севастополя он писал: «... мы живем на земле не для себя только; вспомни, что перед нами разыгрывается великая драма, которой следствия отзовутся, может быть, через целые столетия; грешно, сложив руки, быть одним только праздным зрителем... тому, у кого не остыло еще сердце для высокого и святого, нельзя смотреть на все, что делается вокруг нас, смотреть односторонним эгоистическим взглядом...»

И далее: «Я люблю Россию, люблю честь родины, а не чины; это врожденное, его из сердца не вырвешь и не переделаешь; а когда видишь перед глазами, как мало делается для отчизны и собственно из одной любви к ней и ее чести, так поневоле хочешь лучше уйти от зла, чтобы не быть, по крайней мере, бездейственным его свидетелем. Я знаю, что все это можно назвать одной непрактической фантазией, что так более прилично рассуждать в молодости, но я не виноват, что душа еще не состарилась».

Медицину Н.И. Пирогов рассматривал как общечеловеческое достижение, а гуманизм — главной и необходимой чертой любого медицинского работника.

Всем известно важнейшее значение сортировки больных в перевязочных пунктах на передовой во время военных действий, известно также, что это мероприятие в военно-полевой хирургии введено Н.И. Пироговым во время Крымской войны.

Н.И. Пирогов был замечательным лектором. По воспоминаниям современников лекции его отличались ясной дикцией и богатством содержания, на эти лекции собирались не только студенты и врачи, но их посещали также художники, дамы и военные. Однажды его лекцию посетил учитель Залога, который писал: «Пирогов по преимуществу человек, не желающий производить эффекты, не гоняется за впечатлением на публику, слог его сжат, лаконичен, но вместе с тем ясен, точен, вразумителен, понятен до осязания».

Его лекции проходили всегда при переполненных аудиториях, в то время как другие аудитории пустовали. И вновь неприязнь к Н.И. Пирогову уже за лекторское искусство. Ведь не так просто было принять на ученом совете академии решение: «... вменить студентам в непременную обязанность посещать анатомический институт (где проходили лекции Н.И. Пирогова) только в часы, свободные от лекций».

Требовательность Н.И. Пирогова к себе и коллегам, ученикам жила в нем параллельно с чувством достоинства и гордости за свою профессию. Так, он писал попечителю медицинской академии генералу Н. Н. Анненкову: «... можно ли быть истинным врачом и хорошим наставником, не имея убеждений о высоком достоинстве своего искусства? А можно ли требовать этого убеждения от будущего врача, который, будучи учеником, видел унижение учителя в глазах света? В службе моей я никогда не искал личных выгод, и потому я оставляю ее, как скоро этого требует мой взгляд на собственное достоинство, которым я привык дорожить...

... Как у нас не хотят этого понять, что, покуда врачи будут находиться в такой зависимости от военачальников, что трясутся от одной мысли прогневить их, до тех пор ничего нельзя путного ждать, и если я принес пользу хоть какую-нибудь, то именно потому, что нахожусь в независимом положении; но всякий раз нахрапом, производя шум и брань, приносить эту пользу не очень весело...»

Прямота и принципиальность Н.И. Пирогова при решении организационных вопросов помощи больным или проблем образования вызывали раздражение людей, находящихся у власти.

В госпиталях на Крымском фронте, в Севастополе, Симферополе и других городах Н.И. Пирогов нашел ужаснувшие его беспорядки и неразбериху. По его высказыванию, горькая нужда, беззаботность, медицинское невежество соединялись там в баснословных размерах. В двух казарменных домишках, заключавших в себе 360 больных, положенных на нарах один возле другого, без промежутков, без порядка, без разницы, с нечистыми ранами возле чистых, не перевязанных более суток и т д. Н.И. Пирогов решительно выступил против таких беспорядков на театре военных действий, и посыпались на него жалобы главнокомандующим, вначале А.С. Меньшикову, а потом заменившему его М.Д. Горчакову, а потом и императору Александру II. Но он был непреклонен в борьбе за улучшение положения больных и раненых.

Несмотря на значительные препоны со стороны администрации,                Н.И. Пирогов добивался своего. Но это не прошло ему даром. В возрасте 47 лет, полный творческих замыслов и в пору своего расцвета, он вынужден был уйти в отставку из академии. Но, уйдя в отставку, Н. И Пирогов работал много и плодотворно. Он руководил подготовкой русских ученых за границей, был попечителем народного образования в Одессе и Киеве, постоянно принимал и консультировал больных, побывал по поручению правления Общества Красного Креста на театре военных действий в русско-турецкую войну, в период франко-прусской войны осмотрел госпитали воюющих стран.

Вся практическая деятельность и жизнь великого ученого, хирурга и мыслителя соответствовала всему тому, о чем он говорил, писал и предвидел. Н.И. Пирогов явил собой пример полного соответствия взглядов и жизненного пути. И не случайно приверженец идей и последователь Н.И. Пирогова выдающийся русский хирург Н.В. Склифосовский при открытии памятника ученому в Москве в 1897 г. говорил: «Народ, имевший своего Пирогова, имеет право гордиться... Начала, внесенные в науку Пироговым, останутся вечным вкладом и не могут быть стерты со скрижалей ее».

Совершенно новые отношения между врачом и больным были созданы в земской больнице. Нашлось достаточное количество земских врачей, отдававших все свои силы этой работе. Они скоро сумели преодолеть то недоверие и боязнь, которые народ питал к дореформенным врачам.

В сравнительно короткий срок в России образовалась совершенно новая корпорация земских врачей со своими профессионально-общественными целями. Врачи добились организации во многих земствах коллективных органов — губернских и уездных санитарных советов, куда наравне с земскими гласными входили врачи данного земства. Особенно настойчиво боролись земские врачи за возможность оказания бесплатной медицинской помощи.

Деонтология, определяя правила и принципы поведения медицинских работников, не является пассивным регистрирующим разделом знания. Она призвана воспитывать активно сотрудников медицины в духе верности долгу и уважения к человеку на примерах истории и современности.

Основные положения педагогической системы Н.И. Пирогова

 

Изучение педагогических сочинений, биографических и автобиографических данных, оставленных нам Пироговым, показывает, что на протяжении всей своей жизни он непреклонно осуществлял одну основную идею: боролся с сословно-крепостническим строем в системе образования и стремился к тому, чтобы поставить образование и воспитание подрастающих поколений на службу назревавшим потребностям нашей страны во всех областях культуры в пореформенное время.

Пирогов вел борьбу с сословными и национальными привилегиями, прежде всего, в деле народного образования и распространения культуры и науки в нашей стране.

Таким образом, педагогические позиции Пирогова теснейшим образом сплетались с политическими стремлениями демократического либерализма, отличавшего его и от представителей бюрократов-реакционеров и консерваторов, и от представителей революционной демократии (в политическом смысле Пирогов не был революционером).[2]

В чем же заключается ценность педагогической системы Пирогова? Наибольший интерес и ценность представляется система образования выдвинутый им. Принцип этой системы заключается в переходе из одной ступени в следующую, высшую и в то же время в законченности образования в каждой ступени.

В качестве первой ступени образования идет элементарная начальная двухгодичная школа. Программа занятий в этой школе рассчитана на развитие у учащихся первоначальных основ мышления и наблюдательности путем обучения родному языку, счету и, в частности, развитие наблюдательности путем наглядного обучения в духе Песталоцци. Кстати, Пирогов придавал огромное значение наглядному обучению и считал, наиболее важно применять принцип наглядности в как можно раннем возрасте. Приведу по этому поводу цитату из статьи Пирогова "О наглядном обучении”. В этой статье Пирогов говорит о способе преподавания естественных наук. "Вообще, главная обязанность педагога заключается преимущественно в том, что бы науку излагать не столько для самой науки, сколько для развития, посредством науки той или другой умственной или душевной способности. Естественное и должно именно служить к развитию наблюдательной способности у ребенка, начинающего знакомиться с окружающей его природой. Надобно приучить с ранних лет и его глаз, и его осязание к отчетливому отыскиванию различных признаков, характеризующих естественные тела; дайте ему в руки минерал, растение, животное и спрашивайте его, что он видит и что он находит особенного; заставьте его найти и описать различие между тем и другим телом, и задача ваша будет разрешена, цель будет вполне достигнута.”[3]

По традициям того времени, в программу начальной школы, как и в программу следующих за ней высших ступеней, Пирогов вносит и основания так называемого закона божия, т.е. изучения священной истории ветхого и нового завета.

Пирогимназии составляют в системе образования, защищаемого Пироговым, вторую ступень образования, опять-таки предназначенную для всех сословий и классов. Пирогимназии, по плану Пирогова, разделяются на два типа - реальная и классическая, каждая с 4-летним курсом обучения.

Классическая пирогимназия в проекте Пирогова имеет в учебном плане почти те же предметы, что и реальная. Но за счет количества часов, отводимых на предметы реальных знаний, в классической пирогимназии отводится внимание основательному изучению латинского и греческого языков и одного, а не двух новых языков. В классические пирогимназии открыт доступ опять-таки для всех желающих, имеющих образование в объеме элементарной начальной школы. А кроме того, и окончившие реальную пирогимназию могли поступать без экзамена в III класс классической пирогимназии.

Над двумя типами пирогимназий организуется гимназия опять-таки двух типов ― реальная и классическая.

Образование в реальных гимназиях Пирогов предназначает для удовлетворения практических потребностей производственно-технической жизни. Окончившие такие реальные гимназии, по плану Пирогова, получат выход либо непосредственно на поприще практической деятельности, либо в высшие, но специальные учебные заведения, а не в университет.[4]

Придавая исключительное значение в воспитании учащихся науке и научному образованию, Пирогов учитывал роль и других специально воспитательных воздействий на учащихся. И почти в каждой статье его мы находим глубокие, оригинальные мысли, советы и практические указания в этом направлении.

Главное в воспитательной работе, чему Пирогов придает решающее значение, это намерения, жизненные цели и задачи, какие ставят себе воспитатели в семье и в школе, согласованность семьи, школы, общества и государства в этих целеустремлениях.

Пирогов дал ряд ценнейших соображений по методике воспитательной работы. Избранные им вопросы и характер их разрешения вводят учителей в наиболее важные и решающие стороны воспитательной работы в школе.

На место разрозненных, неорганизованных воздействий на учащихся со стороны администрации школ (директора и инспектора) и надзирателей Пирогов выдвинул в качестве основной воспитательной силы коллективную работу учителей или, как он их называет, наставников, объединенных в педагогических советах средних учебных заведений. Таким образом, единоличное, часто случайное и произвольное действие учителей получало не только единство, но и естественно большую разносторонность и глубину влияний на учащихся.

Постановления педагогических советов приобретали в глазах учащихся больший авторитет большую силу. "Опыт доказывает, ― пишет Пирогов, ― что заключения и определения педагогического совета несравненно более пользуются доверием между учащимися, чем решения одного лица, будет ли оно второстепенным в заведении, как учителя или надзиратели, ― или главное, как директор”.

Пирогов был озабочен развитием у учителей внимательного, чуткого отношения к учащимся. Он требовал от учителей "при обсуждении каждого поступка” учащегося не формально юридического отношения, а "хорошо вникнуть в те обстоятельства”, которыми вызывается поведение ученика. В этих целях Пирогов предлагал воспитателям завести у себя карманные журналы, в которых бы они отмечали, с надлежащей подробностью и только для себя, все замеченные ими поступки учеников, их образ мыслей и т. п.

Требованиями такого рода Пирогов ставил перед учителями сложнейшую и труднейшую, но в то же время самую основную задачу в искусстве воспитания ― изучать своих учеников и индивидуализировать воспитательные воздействия на учащихся.[5]

Чтобы судить об исторических заслугах Пирогова, нам следует помнить слова В. И. Ленина: "Исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно со своими предшественниками ”. Никто не сомневается в том, что Пирогов оставил богатейший и значительный вклад в сокровищницу нашей национальной культуры. Общепризнан гений Пирогова как ученого, новатора, трудами которого, начиная с его ранней молодости, пользовались не только его ученики, но и его учителя во всех культурных странах мира.

На протяжении всей своей жизни, Пирогов непрестанно прилагал все усилия к тому, чтобы создать для высшей и средней школы такие условия, которые всемерно воздействовали бы росту науки и культуры и устраняли бы все, что мешало развитию самостоятельной русской науки.

Он искренне стремился к осуществлению в нашей стране всеобщего обучения, он защищал право на полноценное образование не только русских людей, но и самых угнетенных наций населявших Россию.

Наряду с большими принципиальными педагогическими вопросами Пирогов в своих литературных трудах и в практической деятельности на посту попечителя учебного округа постоянно ставил и разрешал методические вопросы, развивал и поддерживал деятельность учителей и школ по развертыванию кабинетов, лабораторий и других учебно-вспомогательных средств для усовершенствования преподавания и обучения.[6]

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1. Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял методические изыскания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.

2. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность.

3. Требуя, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо изучали учащихся и их успеваемость, Пирогов предлагал перевод из класса в класс производить по результатам годовой успеваемости учащихся. Он отрицательно относился к переводным экзаменам, отмечая наличие в них значительного элемента случайности и формализма.

4.  К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары, просеминары и практические занятия и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы.[7]

 


Заключение

 

Своей оживленной, глубоко плодотворной административно-педагогической и научно-литературной деятельностью Пирогов привлек внимание всех передовых, прогрессивных сил нашей страны и поднял педагогические проблемы на уровень важнейших вопросов нашей культурной жизни.

По справедливости и единодушному признанию Пирогов вошел в историю русской культуры не только как выдающийся гениальный ученый анатом и талантливейший врач-хирург, но и как классик оригинальной передовой русской педагогической мысли. И можно быть уверенным в том, что подлинные заслуги Пирогова перед культурой нашей страны и глубоко плодотворная значимость его педагогических идей и педагогической деятельности будут еще долго находить высокую оценку и вызывать глубокое уважение со стороны всех людей.

 


Список используемой литературы

 

1.     Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.

2.     Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. М.: Учпедгиз, 1949.

3.     Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982.

4.     Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России.                 М.: Просвещение, 1986.

 

 



[1] Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. -                   C. 200-201

[2] Красновский А.А. Педагогические идеи Н.И. Пирогова.- М.: Учпедгиз, 1949.-С. 92-93.

[3] Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985. -C. 143-144.

[4] Красновский А.А. Педагогические идеи Н.И. Пирогова.- М.: Учпедгиз, 1949.-С. 115-117.

[5] Красновский А.А. Педагогические идеи Н.И. Пирогова.- М.: Учпедгиз, 1949.-С. 124-131.

[6] Красновский А.А. Педагогические идеи Н.И. Пирогова.- М.: Учпедгиз, 1949.-С. 175-182.

[7] Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. -                    C. 202-203.

Категория: Контрольные | Добавил: 76017 | Теги: Пирогов
Просмотров: 2704 | Загрузок: 189
Поищем?
Посоветуйте нас
Облако тегов
Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный хостинг uCoz