Четверг, 21.11.2024
Услуги в сфере образования Березники 8-902-800-67-02
Меню сайта
Категории раздела
Контрольные [19]
Наш опросник
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Плохо
3. Неплохо
4. Хорошо
Всего ответов: 54
Посещаемость

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Войдите
Главная » Файлы » Физкультура Спорт Медицина » Контрольные

Плавание
[ Скачать с сервера (530.7 Kb) ] 11.04.2011, 11:52

Оглавление

 

Экскурс в историю плавания_ 3

Характеристика плавания_ 4

Техника спортивных некоторых способов плавания_ 7

Список используемой литературы_ 10

 

 


Экскурс в историю плавания

Плавание известно человеку с древнейших времён. Спортивное плавание зародилось на рубеже 15-16 вв. Среди первых соревнований по плаванию — состязания пловцов в 1515 в Венеции. В 1538 вышло первое руководство                по плаванию датчанина Н. Винмана. Первые школы плавания появились во 2-й половине 18-начале 19 вв. в Германии, Австрии, Чехословакии, Франции. В середине 19 в. в ряде стран началось строительство искусственных бассейнов. Особую популярность спортивное плавание получило в конце 19 в. В 1890 году впервые проведено первенство Европы по плаванию. С 1896 плавание включено в программу Олимпийских игр. В 1908 организована Международная любительская федерация плавания — ФИНА (в 1973 объединяла 96 национальных федераций), в 1924 — Европейская лига плавания — ЛЕН.

В дореволюционной России спортивное плавание не имело широкого распространения. В начале 20 в. было 7 примитивных закрытых плавательных бассейнов. Спортивным плаванием занималось всего 1,5 тыс. чел. Тренировки проводились преимущественно в открытой воде летом, поэтому результаты пловцов были низкими. В 1913 году в Киеве впервые проведено первенство России по плаванию. В СССР первые соревнования по плаванию состоялись            в 1918 году в Москве. В 1920 году в Петрограде В.Н. Песков организовал спортивное общество плавания «Дельфин», располагавшее открытым бассейном.               В 20-е гг. в Москве открылось несколько школ плавания, в 1921 на Москве-реке разыграно первое всероссийское первенство по плаванию Соревнования                по плаванию входили в программу спартакиады СССР в 1928 году. С этого времени стали регулярно разыгрываться первенства СССР.

В 1927 году в Ленинграде и в 1930—31 в Москве открылись первые закрытые спортивные бассейны, позволившие вести круглогодичную тренировку спортсменов и подготовить пловцов (Л.К. Мешков, С.П. Бойченко, В.В. Ушаков, А.М. Шумин, В.Ф. Китаев, К.И. Алешина, М.В. Соколова), результаты которых превышали европейские и мировые рекорды того времени. Массовое развитие плавания связано с осуществлением всевобуча, в программу которого оно вошло как важнейшая часть военной подготовки, и включением в 1931—32 плавания в число обязательных норм комплекса «Готов к труду и обороне СССР» всех ступеней. Плавание стало одной из основных учебных дисциплин в институтах и техникумах физической культуры, на факультетах физического воспитания педагогических вузов.

С конца 40-х гг. началось строительство современных зимних и летних бассейнов для спортивного плавания. В 1973 работало свыше 1 тыс. бассейнов, в которых занималось свыше 2 млн. чел. После вступления в 1947 секции плавания СССР (с 1959 — всесоюзная федерация) в ФИНА и в 1949 в ЛЕН советские пловцы стали регулярно участвовать в различных международных соревнованиях (с 1952 — в Олимпийских играх, с 1954 — в первенстве Европы). Наибольших успехов добились олимпийская чемпионка Г.Н. Прозуменщикова (Степанова), призёры Олимпийских игр и первенств Европы Х.Х. Юничев,                  В.В. Коноплёв, В.Н. Никитин, Г.Г. Андросов, Л.Н. Колесников, В.И. Сорокин, В.В. Кузьмин, Г.Я. Прокопенко, С.В. Бабанина, В.И. Косинский, В.Г. Мазанов, С.В. Белиц-Гейман, Н.И. Панкин, И.А. Гривенников, И.И. Позднякова, В.В. Буре и другие. Существенный вклад в разработку методов обучения, тренировки и современной техники плавания внесли заслуженные тренеры СССР Е.Л. Алексеенко, В.В. Буре, Т.В. Дробинская, Л.А. Иоакимиди, В.Н. Кашутина, Н.М. Нестерова, О.В. Харламова, педагоги С.М. Вайцеховский, А.А. Ваньков,                  И.В. Вржесневский, Л.В. Геркан, В.Ф. Китаев, М.Я. Набатникова, Б.Н. Никитский, В.А. Парфенов, З.П. Фирсов, Г.П. Чернов, А.С. Чикин и другие.

В 1973 в Белграде проведён первый чемпионат мира по плаванию. В командном зачёте лучших результатов достигли пловцы США, ГДР, Австралии, СССР.

Характеристика плавания

Плавание как физическое действие означает умение человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи. Плавание как учебный предмет представляет собой область знаний, изучающую законы взаимодействия тела человека с водой. Изучение этих законов вызвано необходимостью формирования таких двигательных навыков, которые обеспечивают наилучшее продвижение человека в водной среде без поддерживающих средств и других приспособлений.

В соответствии с принятой классификацией (рис. 1) различают спортивное, игровое, прикладное и фигурное (художественное) плавание.

Каждый человек, умеющий хорошо плавать, должен знать приемы спасания тонущего. Ныряние или плавание под водой применяется при спасании тонущих, во время производственных процессов, связанных с водной средой, а также в военном деле.

Обучение плаванию начинается с дошкольного и младшего школьного возраста. В бассейнах большая часть времени отводится работе с детскими и молодежными организациями.

В отличие от других видов физических упражнений плавание имеет свои характерные особенности, потому что физические действия человека происходят в условиях водной среды.

Первая особенность заключается в том, что тело человека находится              во взвешенном состоянии, т.е. не имеет твердой опоры. Такое положение увеличивает его двигательные возможности и содействует их развитию.

Второй характерной особенностью является факт относительной невесомости тела в условиях водной среды. Вес тела человека нейтрализуется подъемной силой воды, которая равна силе веса, но направлена вверх. Невесомость тела в воде разгружает опорную систему и способствует правильному процессу физического формирования человека.

Третья характерная особенность плавания — горизонтальное положение тела при выполнении физических упражнений. Работа некоторых внутренних органов при таком положении тела во время циклических движений значительно облегчается.

Указанные особенности положительно влияют на физическое развитие детей и подростков. Занятия плаванием способствуют развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость. Кроме того, они воспитывают у занимающихся эстетические чувства.

Плавание является хорошим средством моральной и волевой подготовки подрастающего поколения. Правильно организованные занятия и соревнования воспитывают сознательную дисциплину, организованность, инициативу, волю, смелость, решительность, трудолюбие и другие качества.

Кроме того, принятый в нашей стране групповой метод занятий с индивидуальным подходом, а также система лично-командных соревнований, в которых участвуют представители народов нашей страны и других стран мира, воспитывают у пловцов чувство товарищества, коллективизма, любовь к своей Родине, дружеские отношения к соперникам.

Не следует забывать также и о том, что сама обстановка занятий плаванием расширяет представление юных пловцов о гигиене.

Не менее велико и оздоровительное значение плавания. Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания, активизирует деятельность различных внутренних органов. У человека, находящегося в воде, учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ.

Это объясняется тем, что вода по сравнению с воздухом имеет большую теплопроводность и теплоемкость, а также значительную плотность, в результате чего теплоотдача и давление воды на поверхность тела человека резко возрастают.

Плавание является тем физическим упражнением, которое по данным антропометрии способствует росту тела подростка, так как во время плавания человек находится в условиях частичной невесомости (испытывает действие выталкивающей силы) и в горизонтальном положении, вследствие чего позвоночник временно разгружается от обычных гравитационных нагрузок.

Современная система занятий обеспечивает юным пловцам хорошее гармоничное развитие мышечной системы и увеличение силовых показателей мышц. Это, как правило, происходит лишь тогда, когда занятия в воде чередуются с занятиями на суше.

Занятия плаванием способствуют также улучшению деятельности всех систем организма, и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной, и положительно влияют на состояние центральной нервной системы.

У детей и подростков, регулярно занимающихся плаванием, увеличиваются силовые показатели мышц сердца, и повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Это приводит к увеличению объема крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение (систолический объем),              а также к снижению частоты сердечных сокращений в покое до 45-50 ударов                   в минуту. Умеренное урежение ритма сердечной деятельности в покое является следствием изменения питания и возбудимости сердца через вегетативные нервы сердца.

Во время тренировочных занятий частота сердечных сокращений увеличивается и может достигнуть 200 и более ударов в минуту.

Обычно минутный объем сердца (объем крови, выбрасываемый сердцем в аорту за одну минуту) в покое составляет 3,5-5 литров крови. У хорошо тренированного пловца минутный объем сердца при максимальных напряжениях может достигнуть 35-40 литров.

Повышение минутного объема сердца обеспечивается за счет увеличения систолического объема и учащения сердечных сокращений.

Работу сердца при плавании облегчают следующие условия: давление воды на поверхность тела, горизонтальное положение пловца и динамическая работа большой группы мышц.

Эти благоприятные условия следует использовать для организации занятий плаванием детей и подростков с ослабленным здоровьем.

При плавании любым способом спортсмен приспосабливает ритм дыхания к ритму движений. Обычно на каждый цикл движений он делает один энергичный вдох через рот и один выдох в воду. Во время вдоха происходит усиленная работа мышц, которым приходится преодолевать давление воды                            на грудную поверхность в 15-20 кг. Во время выдоха дополнительную нагрузку получают мышцы, которые преодолевают сопротивление воды воздуху, выходящему из легких. Регулярные занятия плаванием способствуют укреплению и развитию дыхательной мускулатуры. Это в свою очередь вызывает увеличение подвижности и расширение грудной клетки, что приводит к увеличению жизненной емкости легких.

Плавание приводит к значительному увеличению легочной вентиляции и потреблению кислорода. При плавании с большой скоростью наибольшее потребление кислорода у детей превышает 7 литров в минуту.

Плавание оказывает также положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, воспитывается уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм человека.

Занятия плаванием способствуют улучшению осанки и лечению некоторых заболеваний. В последнее время плавание стало важным средством лечебной физической культуры. Оно используется для предупреждения вредных последствий различных травм и увечий. Для этой цели разработана специальная система упражнений.

Кроме того, частые температурные колебания вызывают в организме защитные реакции, что способствует закаливанию детей.

В результате этого повышается сопротивляемость организма простудным заболеваниям.

Таким образом, плавание является физическим упражнением с ярко выраженной оздоровительной направленностыо.

Плавание имеет огромное прикладное значение. Умение плавать необходимо каждому человеку в его повседневной жизни, трудовой деятельности и военном деле.

Массовое развитие плавания обусловливается его доступностью. Плаванием могут заниматься люди разных возрастов, мужчины и женщины.

Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни.

 

Плавание спортивное. Объединяет плавание на спортивные дистанции, прикладное, подводное, синхронное (художественное). Различают также плавание лечебное, так называемое бытовое, игровое.

Спортивное плавание включает соревнования на дистанции от 100                до 1500 м. В соревнованиях применяются способы плавания — кроль, брасс и баттерфляй (дельфин). Прикладное плавание — ныряние в длину и в глубину, спасение тонущего, преодоление водных преград. Синхронное плавание — акробатические упражнения в воде (частично на суше), выполняемые под музыку; подразделяется на одиночное, парное и групповое. Игровое плавание — различные подвижные игры и развлечения в воде.

Плавание является основой игры в водное поло, составной частью современного пятиборья и морского многоборья; необходимым элементом подготовки спортсменов, занимающихся водно-моторным спортом, парусным спортом, прыжками в воду.

Техника спортивных некоторых способов плавания

Кроль (англ. crawl, буквально — ползание), самый быстрый и распространённый спортивный способ плавания на короткие и длинные дистанции. Все современные мировые, олимпийские и национальные рекорды в плавании так называемым вольным стилем (т. е. когда пловец может использовать любой способ плавания) установлены кролем. Стал применяться в соревнованиях                 в начале 20 в.

При плавании кролем на груди тело пловца свободно лежит на поверхности воды, лицо погружено в воду настолько, что вода покрывает лоб и частично темя (рис., 1, вид сбоку). Ноги, свободно вытянутые до кончиков пальцев, поочерёдно и быстро упругими движениями нажимают на воду сверху вниз и снизу вверх, доходя ступнями до поверхности воды. Стопы немного повёрнуты внутрь и расслаблены. Нажимая на воду сверху, нога несколько сгибается в колене, другая в это время, поднимаясь к поверхности, выпрямляется. Амплитуда движений ног составляет 40-50 см. Ноги работают возможно ближе одна к другой и при правильных движениях равномерно вспенивают воду. Основную движущую силу при плавании кролем создают руки. Рука, немного согнутая              в локте, погружается в воду впереди плеча. Сперва в воду входит кисть, затем - предплечье и плечо. Рука вытягивается и одновременно опускается вниз. Когда рука составит угол 20—30° с поверхностью воды, она сгибается в лучезапястном и в локтевом суставах, чтобы лучше захватить воду, и ускоренным движением гребёт, причём ладонь проходит под телом в сагиттальной плоскости (рис., 2), а в конце гребка — по направлению к бедру (рис., 1, е). Скорость гребка постепенно нарастает. Для повышения эффективности гребка ладонь пловца изменяет своё положение: в первой части рука в лучезапястном суставе согнута (рис., 1, б);            по мере продвижения она постепенно разгибается. Гребок длинный, мощный и свободный. После гребка рука легко вынимается из воды у бедра (рис., 1, е), затем свободно сгибается в локте, круговым движением проносится вперёд, и начинается новый гребок.

Когда одна рука гребёт, другая проносится вперёд над водой (рис., 1, ж, з). Для вдоха голова поворачивается в сторону (вправо или влево)                  в конце гребка настолько, чтобы рот вышел из воды (рис., 1, д, е). Вдох выполняется в то время, когда рука заканчивает гребок и начинает движение над водой. Сделав вдох, пловец поворачивает голову лицом вниз, раньше, чем рука коснётся воды, и делает выдох. Как вдох, так и выдох выполняются через рот. На каждые два гребка руками, т.е. на один цикл движений, пловцы делают обычно шесть ударов ногами. В зависимости от длины дистанции, индивидуальных особенностей пловца, скорости плавания и т.д. могут быть некоторые отклонения от описанной техники плавания кролем. В развитие и совершенствование этой техники значительный вклад внесли советские пловцы А.М. Шумин, В.В. Ушаков, Н.С. Борисов,                 В.И. Сорокин, В.В. Буре и др. Рекорды СССР в плавании кролем, особенно на короткие дистанции у мужчин, близко подходят к мировым. Кроль успешно применяется и при плавании на спине (рис., 3).

 

Дельфин, скоростная разновидность баттерфляя. В исходном положении руки и ноги пловца вытянуты, лицо погружено в воду (рис., а). Основную движущую силу создают руки, которые гребут одновременно вниз и назад (рис., б, в); по мере погружения в воду они сгибаются в лучезапястном и локтевом суставах, кисти несколько сближаются, скорость гребка нарастает. Закончив гребок, пловец быстрым движением выносит руки из воды вперёд (рис., г, д). Руки проходят возможно ближе к поверхности воды, ложатся в воду примерно на ширине плеч (рис., д) и начинают новый гребок. Ноги выполняют одновременно быстрое и эластичное движение, так называемый удар, нажимая на воду сверху вниз (рис., д); стопы повёрнуты внутрь, что увеличивает поверхность опоры о воду и эффективность удара. Колени немного разведены. Закончив движение руками, пловец поднимает ноги к поверхности и выполняет второй удар (рис., д, е). Вдох (через рот) делается в конце гребка и в начале движения рук над водой (рис., г), выдох — в воду. Наиболее распространённый вариант - так называемый двухударный Д., в котором на один гребок руками приходится два удара ногами, один вдох и один выдох.


Брасс (франц. brasse, от bras — рука), способ спортивного плавания               на груди, характеризующийся одновременными симметричными движениями конечностей в горизонтальной плоскости. При плавании брассом пловец лежит в воде горизонтально (рис., а), руки разводит в стороны ладонями кнаружи, сгибает их в локтях и соединяет впереди лица (рис., б); одновременно с этим пловец подтягивает ноги (рис., б и в), разворачивая стопы в стороны, затем вытягивает вперёд руки; ноги, опираясь внутренней поверхностью голени и стопы о воду, круговым движением толкают тело пловца вперёд и смыкаются (рис., г, д). Пловец подвигается вперёд, после чего начинается новый цикл движений. Брасс применяют и как корригирующее упражнение при искривлениях позвоночника. Брасс имеет разновидность — более быстрый способ — баттерфляй.

В программу Олимпийских игр включены две дистанции брасса — 100 и 200 м. Плавание брассом составляет также один из этапов комбинированной  эстафеты 4´100 м и включено в комплексное плавание. Мировые рекорды в брассе (на 1 января 1968) установлены: среди мужчин — на 100 м В. Косинским (СССР) 1 мин 6,7 сек, на 200 м Ж. О'Брайеном (Австралия) 2 мин 27,8 сек; среди женщин — на 100 м К. Болл (США) 1 мин 14,6 сек, на 200 м ею же — 2 мин 39,5 сек.


Большой вклад в развитие плавания Б. внесли советские пловцы А. Мареев, заслуженный мастер спорта Л. Мешков, чемпион Европы (1966) заслуженный мастер спорта Г. Прокопенко, чемпионка Олимпийских игр (1964, Токио) и Европы (1966) заслуженный мастер спорта Г. Прозуменщикова, рекордсмен мира (1969) мастер спорта Н. Панкин и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.     Большая советская энциклопедия.

2.     Плавание. Учебник для педагогических институтов. М.: Просвещение, 1977.

Категория: Контрольные | Добавил: 76017 | Теги: плавание
Просмотров: 7166 | Загрузок: 230
Поищем?
Посоветуйте нас
Облако тегов
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz