Оглавление
Задачи,
содержание, формы, методы и организация врачебного контроля. 3
Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами,
студентами, лицами среднего и пожилого возраста. 4
Врачебный
контроль за юными спортсменами. 6
Врачебный
контроль за студентами. 7
Врачебный
контроль за лицами среднего и пожилого возраста. 8
Врачебный
контроль за женщинами, занимающимися физкультурой и спортом.. 8
Оценка состояния здоровья, физического развития и
тренированности. 10
Список используемой литературы.. 13
Задачи, содержание, формы, методы и
организация врачебного контроля.
В нашей стране впервые в мире
врачебные наблюдения стали обязательным для всех физкультурников и спортсменов.
Система медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и
спортом, называется врачебным контролем в физическом воспитании.
Как научная дисциплина врачебный контроль
представляет собой самостоятельную отрасль медицинской науки, изучающую
состояние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц
систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Врачебный контроль является важным
звеном в научном обосновании теории и практики системы физического воспитания.
Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиологией, биохимией и гигиеной
физических упражнений, спортивной травматологией - врачебный контроль
составляет спортивную медицину.
Основная цель врачебного контроля в
физическом воспитании - содействие эффективному использованию средств и методов
физического воспитания для укрепления здоровья, повышения физического развития
и физической подготовленности трудящихся нашей страны.
В соответствии с этим задачами
врачебного контроля являются: наблюдение за состоянием здоровья, физическим
развитием и работоспособностью лиц, занимающихся физическими упражнениями и
спортом; наблюдение за правильным использованием средств и методов физического
воспитания с учетом пола, возраста, состояния здоровья и физической
подготовленности занимающихся, предупреждение и устранение отрицательных
явлений в процессе тренировки (перетренированности, переутомления и др.);
надзор за санитарно-гигиеническими условиями мест занятий, предупреждение
спортивных травм, также их лечение.
Основная форма врачебного контроля -
врачебное обследование. Проводятся первичные, повторные и дополнительные
обследования. Другими формами врачебного контроля являются:
врачебно-педагогические наблюдения во время занятий физическими упражнениями,
санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий по
физической культуре и спорту, предупреждение спортивного травматизма и
заболеваемости; медицинское обслуживание массовых оздоровительных,
физкультурных и спортивных мероприятий: медицинское обслуживание
оздоровительно-спортивных лагерей; санитарно-просветительская работа и
пропаганда физической культуры и спорта.
Врачебные обследования могут
проводиться в лабораторных условиях и в условиях спортивной деятельности.
Комплексное врачебное обследование в лабораторных условиях включает в себя
следующие методы: общепринятый комплекс методов - анализ общий и спортивный,
определение физического развития, физикальное обследование систем и органов,
комбинированная функциональная проба, клинические анализы крови и мочи,
электрокардиофафия, рентгеноскопия грудной клетки, рентгенокимография сердца; дополнительный
комплекс инструментальных методов.
В условиях спортивной деятельности
применяются методы: определение воздействия тренировочного занятия, используя
показатели частоты пульса, частоты дыхания, кровяного давления, динамометрии,
спирометрии, веса тела и дополнительные инструментальные методы; испытания с
повторными нагрузками, используя показатели пульса и частоты дыхания, определение
кровяного давления, регистрация внешних признаков утомления, учет показателей работоспособности,
учет субъективных ощущений и дополнительные инструментальные методы.
Врачебный контроль за школьниками, юными
спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста
Большая роль в наблюдении за ростом,
развитием и состоянием здоровья школьников наряду с учителем физкультуры
(тренером) отводится врачу-педиатру и медицинской сестре. Задачей медицинского
контроля является определение медицинских групп для занятий физкультурой и
спортом, а в последующем — постоянный контроль за состоянием здоровья и
развитием школьников, корректировка физических нагрузок, их планирование и т.п.
Понятие о врачебном контроле не
должно ограничиваться только медицинскими осмотрами, инструментальными
исследованиями, оно значительно шире и включает в себя широкий комплекс
мероприятий, а именно:
- контроль за состоянием здоровья и
общим развитием занимающихся физической культурой и спортом;
- врачебно-педагогические наблюдения на
уроках физкультуры в процессе тренировочных занятий, соревнований;
- диспансерное обследование
занимающихся в школьных секциях;
- медико-санитарное обеспечение
школьных соревнований;
- профилактика спортивного травматизма
на уроках физкультуры и на соревнованиях;
- профилактика и текущий санитарный
контроль мест и условий проведения занятий и соревнований;
- врачебные консультации по вопросам
физической культуры и спорта.
Важным участком работы школьных
медицинских работников является врачебно-педагогический контроль за
занимающимися, который должен охватывать все формы физического воспитания в
школе — уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные игры
на большой перемене и т.д. И главное — определение влияния занятий физкультурой
на организм школьника.
Школьный врач (или медицинская
сестра) определяют интенсивность урока физкультуры (по пульсу, частоте дыхания
и внешним признакам утомления), достаточна ли разминка, соблюдены ли принципы
распределения детей на медицинские группы (иногда детей с теми или иными
отклонениями в состоянии здоровья отстраняют от занятий, но еще хуже, когда они
занимаются вместе со здоровыми детьми).
Врач (медсестра) следит за
соблюдением ограничений в занятиях того или иного школьника, имеющего
отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие и др.).
Важным направлением
врачебно-педагогических наблюдений является проверка выполнения
санитарно-гигиенических правил в отношении условий и мест проведения занятий
физкультурой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность
спортивного инвентаря и т.п.), соответствия одежды и обуви, достаточности
страховки (при выполнении упражнений на спортивных снарядах).
Кроме того, врач (медсестра) и
учитель физкультуры перед допуском к занятиям должны тестировать школьников,
перенесших те или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой может быть степ-тест,
подъем на гимнастическую скамейку в течение 30 с с подсчетом пульса до и после
восхождения.
Важная форма работы врача и учителя
физкультуры — профилактика спортивных травм при занятиях физкультурой.
Основными причинами травматизма у школьников являются: плохая разминка,
неполадки в оснащении и подготовке мест занятий, отсутствие страховки при
упражнениях на снарядах, раннее возобновление занятий школьником, перенесшим
заболевание, плохое освещение, низкая температура воздуха в зале и многие
другие причины.
Врачебный контроль
за юными спортсменами
Стрессовое воздействие физических
нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в юном возрасте без
достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, задержке
роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация
девочек, особенно в гимнастике, прыжках в воду, акробатике и других видах
спорта влияет на половую функцию. У них, как правило, позднее начинается
менструация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.). Прием
фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и
детородную функцию.
Врачебный контроль при занятиях
физкультурой и спортом предусматривает:
- диспансерное обследование — 2-4 раза
в год;
- дополнительные медицинские осмотры с
включением тестирования физической работоспособности перед участием в
соревнованиях и после перенесенной болезни или травмы;
- врачебно-педагогические наблюдения с
применением и дополнительных повторных нагрузок после тренировок;
- санитарно-гигиенический контроль за
местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;
- контроль за средствами восстановления
(по возможности — исключать фармакологические препараты, баню и другие сильно
действующие средства);
- строгое выполнение тренером рекомендаций
врача по объему, интенсивности, режиму и методике тренировок, срокам допуска к
тренировкам (особенно к соревнованиям) после перенесенных травм и инфекционных
заболеваний.
К тренировкам следует допускать
абсолютно здоровых детей. Если у них наблюдаются какие-либо отклонения, то их
переводят в подготовительную или специальную медицинскую группу.
Врачебный контроль
за студентами
Врачебный контроль за физическим
воспитанием студентов включает:
- исследование физического развития и
состояния здоровья;
- определение влияния физических
нагрузок (занятий физкультурой) на организм с помощью тестов;
- оценку санитарно-гигиенического
состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещения и т.п.;
- врачебно-педагогический контроль в
процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);
- профилактику травматизма на уроках
физкультуры, зависящего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря,
одежды, обуви и т.п.;
- пропаганду оздоровительного влияния
физкультуры, закаливания и занятий спортом на состояние здоровья студента с
использованием плакатов, лекций, бесед и пр.
Врачебный контроль
за лицами среднего и пожилого возраста
Врачебный контроль проводится по
общей схеме с включением тестирования, осмотра, антропометрических исследований
и, по необходимости, осмотра врачом-специалистом (урологом, гинекологом,
терапевтом, травматологом и др.).
Занятия должны проводиться с учетом
анатомо-физиологических особенностей. Морфологические, функциональные и
биохимические особенности организма в период старения оказывают влияние на его
важнейшее свойство — способность реагировать на воздействия внешней среды,
физических нагрузок и т.д. Реактивность определяется состоянием рецепторов,
нервной системы, висцеральных органов и др.
Врачебный контроль
за женщинами, занимающимися физкультурой и спортом
При занятиях физической культурой и
спортом, а также при отборе в секции необходимо учитывать морфофункциональные
особенности женского организма.
Физическое развитие и телосложение
женщин во многом отличаются от мужского. Во-первых, это касается роста и массы
тела. Мышечная масса у женщин составляет примерно 35% массы тела, а у мужчин —
40—45% . Соответственно, и сила у женщин меньше. Так, у студенток института
физкультуры кистевая динамометрия 36,5 кг, у мужчин — 60,1 кг; становая, соответственно,
— 91,4 кг и 167,7 кг. Жировая ткань у женщин составляет в среднем 28% массы
тела, а у мужчин — 18%. И топография отложения жиров у женщин отличается от
мужской.
Занятия спортом существенно изменяют
морфологические показатели, особенно в таких видах спорта, как метание диска,
толкание ядра, тяжелая атлетика, борьба и др.
У здоровых женщин плечи уже, таз —
шире, ноги и руки короче. Структура и функции внутренних органов также
различны. Сердце у женщин меньше, чем у мужчин, на 10-15%, объем сердца у
нетренированных женщин составляет 583 см3, у мужчин — 760 см3.
То же различие отмечено и у спортсменов.
Помимо сказанного выше, при
построении учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать функциональное
состояние спортсменки в различные фазы овариально-менструального цикла,
психоэмоциональное состояние. В этот период ослабевает внимание, ухудшается
самочувствие, появляются боли в поясничной области и внизу живота и др.
Физическая работоспособность (по тестированию) в середине менструального цикла
(в период овуляции) заметно снижается. В этом периоде тренировки противопоказаны.
В период менструации не следует
посещать сауну (баню), плавательный бассейн, проводить занятия в тренажерном
зале. Запрещается принимать фармакологические средства, способствующие задержке
или ускорению (преждевременному наступлению) менструации. Такая искусственная
регуляция приводит к нарушению детородной функции, раннему наступлению климакса
и ряду других осложнений.
Рождение ребенка положительно
сказывается на спортивных результатах. Практика спорта знает немало случаев,
когда женщина, имея одного, двух и даже трех детей, показывала выдающиеся
результаты на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх.
С наступлением беременности следует
прекратить интенсивные тренировки, а заняться ЛФК, дозированной ходьбой,
плаванием, лыжными прогулками и т.д. Исключаются упражнения на напряжение
брюшного пресса и промежности (особенно в ранние сроки беременности), задержку
дыхания, прыжки, подскоки и др.
В послеродовом периоде полезны
лечебная гимнастика, массаж спины и ног, прогулки в лесу (сквере, парке).
Умеренные нагрузки способствуют увеличению лактации, а интенсивные — снижению
или даже прекращению. Через 6-8 мес. после родов, прекращения кормления ребенка
грудью можно возобновить тренировки, но они должны быть умеренными (желательно
в циклических видах спорта), с постепенным включением общеразвивающих
упражнений и занятий на тренажерах.
У гимнасток, фигуристок и прыгуний в
воду после многолетних тренировок в детском возрасте отмечается более позднее
начало месячных (у 46—64% они начинались в 15-17 лет). Задержка менструального
цикла объясняется перегрузками в ходе тренировочного цикла, а также
воздействием холода у фигуристок, микротравмами гениталий у гимнасток и некорректным
(нетехничным) вхождением в воду прыгуний.
Анаболитические стероиды женщинам
противопоказаны, особенно опасны они для девушек. От их применения изменяется
структура мышц, изменяется голос, появляется агрессивность, повышается
травматизм, нарушается менструальный цикл вплоть до аменореи, а также
детородная функция (характерны выкидыши), отмечается повышение артериального
давления, заболевание печени, возникают раковые заболевания, даже со
смертельным исходом. От применения анаболиков у юных спортсменок возникает
также опасность остановки роста.
Оценка состояния здоровья,
физического развития и тренированности
На основе медицинского обследования,
врачебно-педагогических наблюдений и других данных о состоянии здоровья,
физического развития, и подготовленности делается медицинское заключение, по
которому студенты распределяются для практических занятий по программе
физического воспитания на три медицинские группы, характеристики которых
приведены в таблице ниже.
Название
группы
|
Медицинская
характеристика
группы
|
Допускаемая
физическая
нагрузка
|
1
|
2
|
3
|
1. Основная
|
Лица без отклонения в состоянии
здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии
здоровья при достаточном физическом развитии и физической подготовленности
|
Занятия по учебной программе
физического воспитания в полном объёме, занятия в одной из спортивных секций,
участие в соревнованиях
|
2. Подготовительная
|
Лица без отклонения в состоянии
здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии
здоровья с недостаточным физическим развитием и недостаточной физической подготовленности
|
Занятия по учебным программам
физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных
навыков и умений с предъявлением организму повышенных требований. Дополнительные
занятия для повышения уровня физической подготовленности и физического развития
|
3. Специальная
|
Лица, имеющие отклонения в состоянии
здоровья, постоянного или временного характера, требующих ограничения физических
нагрузок, допущенных к выполнению учебной производственной работы
|
Занятия по специальным учебным программам
|
В отдельных случаях при выраженных
нарушениях функции опорно-двигательного (паралич, порезы и др.) аппарата и
значительных нарушениях здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях
учебного заведения, студенты направляются для обязательных занятий лечебной
физкультуры в лечебно-профилактические учреждения.
Перевод студентов из одной
медицинской группы в другую производится после дополнительного обследования.
Врачебное обследование
студентов-спортсменов, имеющих I разряд или выше, осуществляется
непосредственно врачебно-физкультурным диспансером, где заводится карточка
диспансерного наблюдения за указанным спортсменом.
Врачами врачебно-физкультурного
диспансера проводится углубленное обследование состояния тренированности
спортсмена. И на основании этого обследования делается медицинское заключение,
даются рекомендации тренеру по планированию и проведению тренировочного
процесса.
Под термином тренированности имеется
в виду комплексное понятие, включающее в себя здоровье, функциональное
состояние, уровень физической, технической, и тактической, и волевой
подготовленности спортсменов. Тренированность определяет уровень
работоспособности спортсмена, его готовность к достижению максимального
результата в конкретном виде спорта.
При повторных медицинских
обследованиях в медицинском заключении указывается, какие сдвиги произошли в
здоровье и состоянии тренированности со времени предыдущего обследования, какие
изменения нужно сделать в режиме и методике занятий, какие
лечебно-профилактические мероприятия провести.
Преподаватели физического воспитания
и тренеры должны строить свою работу с учетом медицинского заключения, оно
является обязательным также и для судей спортивных соревнований.
Список
используемой литературы
1. Букреев и др. Возрастные особенности
циклических движений детей и подростков. М., Спорт, 1996.
2. Дёмин Д. Ф. Врачебный контроль при
занятиях ФК. – М., Физкультура и спорт, 1999.
3. Дуюровский В.И. Спортивная медицина.
Учебник для студентов ВУЗов. М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998.
4. Коробков А. В., Головин В. А.,
Масляков В. А. Физическое воспитание. - М., Высшая школа, 1983.
5. Настольная книга учителя физической
культуры. Под ред. Л.Б. Кофмана М.: Физкультура и спорт, 1998.
6. Черноусов О.Г. Физическая культура.
Учебное пособие. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования,
1999.
|